Детское кино. Школьный вальс

24.08.2018 г.

      

 

 

Незамутненная

нота искренности.

Советское кино о молодежи 70-х

 

 

          Кинематограф для подростков в советской системе координат всегда занимал особую нишу. Студия «Союздетфильм» в 1948-м была реорганизована в киностудию имени Горького (с 1963 года стала называться Центральной студией детских и юношеских фильмов им.Горького). И планка здесь была достаточно высокой. Над фильмами для юношества работали такие известные режиссеры как  Ролан Быков, Илья Фрэз, Александр Митта, Динара Асанова, Павел Арсенов, Эрнест Ясан, Инесса Туманян и другие. Такой мощной генерации мастеров, владеющих темой, сегодня, увы, не найдешь. К 1970-м годам уже сложились каноны патриотического фильма для подрастающего поколения, было снято достаточно фильмов на военном материале, несколько улеглись «оттепельные» настроения 60-х. Стал весьма популярен жанр киносказки.

          Особняком среди фильмов молодежной тематики выделяется «Романс о влюбленных» (1974) Андрея Кончаловского с его экспериментально-музыкальной тезой. Большую зрительскую аудиторию собрала экранизация историко-приключенческой трилогии Анатолия Рыбакова «Кортик», «Бронзовая птица», «Последнее лето детства».

          Основной же действующей средой фильмов для юношества тех лет оставалась школа – микромодель мира взрослых, советская школа, где герои проводили большую часть времени, переживали проблему выбора, первые предательства, любовь и дружбу. «Школьный вальс» (1977) Павла Любимова - единственная картина в фильмографии этого режиссера, посвященная данной теме. За романтическим названием – тонкая психологическая драма , где есть и безответная любовь, и треугольник, и вопросы раннего взросления и ответственности не только за свою судьбу. …Полюбившая одноклассника Гошу (Сергей Насибов) Зося (Елена Цыплакова) - достойная добрая девушка без ярких внешних данных. Ее противоположность Дина (Евгения Симонова), напротив, по замыслу авторов фильма, является типичной классной красавицей, пустоватой и эгоистичной. Мир Дины вращается вокруг нее самой, Зося же открыта всем окружающим. Здесь очень органичен дуэт двух актрис, играющих на разном поле. Парень, как это часто бывает в жизни, не убедителен, инфантилен, элементарно не дорос еще, чтобы принимать решения и за себя, и за свою девушку. К финалу картины вчерашняя десятиклассница Зося рожает прекрасного мальчонку, не рассчитывая на безвольного Гошу. Тот же, после скоропалительной свадьбы с красавицей Диной, похоже, вернется к матери своего ребенка. Открытый финал «Школьного вальса» изобилия трактовок не предлагает. Дина Евгении Симоновой уже наигралась, свое тщеславие удовлетворила, Гоша ей не нужен. Любящая Зося, не побоявшаяся судьбы матери-одиночки, склонна к прощению. Самое слабое звено здесь – это Гоша. Вокруг «Школьного вальса» в свое время немало копий поломали, были споры-разговоры, в основном связанные с «маскулинизацией» девушек 70-х, которым, таким активным, и мужчина уже, так, как раньше, не нужен. Одни критики увидели в этом призрачном финале картины некую фальшь, мол, чего восхищаться главной героиней. Когда она столь юна и неопытна, без профессии и без мужа, решилась на главное событие в жизни любой женщины. Другие, напротив, в героине Цыплаковой, видели цельный характер, сильную личность, у которой никогда не бывает много подражателей.

          Советское кино о молодежи 70-х не давало готовых образцов, просто иной раз дарило некую незамутненную ноту искренности, веры в большое чувство, в преодоление обстоятельств и собственных страхов.

          Мы выпускаем в ограниченный прокат фильмы из коллекции Госфильмофонда России совсем не для того, чтобы рассказать (показать) нашим детям какими мы были хорошими и правильными, мы только хотим понять: будет ли для  современных подростков интересно Кино, которое мы запомнили из своей юности.

          Напишите, нам важно услышать ваше мнение:

          Заполненные анкеты ждем по адресу anketa@kinodetstvo.com

          ссылка на анкету «Школьный вальс»